Все поздравляют друг друга "С Пасхой" и постят картиночки с яйцами и кроликами. Ну прямо как америкашки какие-то, хотя ведь русские же, Русские.
Вчера смотрел на Ютубчике Пасхальную Литургию в греческом храме, на канале Ларисы Хлебниковой.
Как-то уныло у них там всё. Хотя они и поют - Христос анести эк некрон... но не так, как Дивна Любоевич, или сёстры Дивеевского монастыря. А священник не возглашает радостное "Христос Анести" и ему никто не отвечает Ἀληθῶς ἀνέστη!. А как они к Чаше подходят - я обалдел просто! У них там плат прикреплён каким-то образом к основанию Чаши, а другой край они сами держат и сами себе губы вытирают, и передают следующему. К Чаше все подходят в произвольной форме - кто-то даже со свечами в руках - и уж конечно одеты они во что попало.
В комментариях к этому видео ей все пишут "Χριστός Ανέστη" и "Христос Воскресе", а она знаете что на это отвечает - "С праздником".
Да, тяжело совецкой женщине жить в православной стране. Отписался...
Ну а теперь о моих личных впечатлениях и переживаниях:
27 апреля - Страстная Суббота - Да молчит всякая плоть человеча - около восьми часов пополудни.
Освободился от всех обычных хозяйских дел и теперь можно спокойно поехать в Дивеево, о чём так мечтал ещё с прошлого года, когда пришлось провести Пасхальную ночь на вокзале, но...
Предо мной вдруг стал некий выбор: поехать прямо сейчас, или прочитать три канона и последование ко Святому Причащению и поехать уже не как турист, но как верный, и не успеть доехать до Дивеева.
Я провёл этот Великий пост как-то не по-человечески. Как скотина провёл - проще говоря. и вот теперь ждать и откладывать дальше уже некуда, потому как время истекло.
...Я выбрал второй вариант. Так что красивых фоточек из Дивеева не будет, если вдруг кто-то ждал. Я вот тоже, может, от кое-кого ждал, да не дождался.
Так вот, около 22:59 я переступил порог одного сельского храма. Кстати фотография его есть, но она прошлогодняя.
огляделся вокруг, нашёл столик, где можно записочку на Проскомидию написать. У них там типографские листочки с крестиками и надписями вверху "о здравии" и "о упокоении". Я взял листок "о здравии" и записал туда свою жену и дочку и ещё отца и тестя с тёщей... может тёщу и не искренне записывал, но надо как-то с собой начинать бороться. И ещё племянника с его женой и племянницу. Вспомнил что у племянников есть ещё и родители, но на них уже места не хватило на листочке - вот такой вот я подлец.
Тут зашёл один человек примерно моего возраста с маленькой, но шикарной бородкой и подошёл почему-то прямо ко мне и спросил - где тут можно листок "о здравии" взять. Я ответил что я брал вот тут. Он тоже взял и тоже что-то там написал. Потом встал немного позади меня, сделал характерный взмах рукой, когда на часы смотрят, и исчез.
"А ведь он наверно в Дивеево поехал" - подумал я и решился было побежать вслед за ним - чего тут, осталось каких-то пятьдесят километров. Успею за час... - но вовремя взял себя в руки и остановился.
Как известно, сейчас все храмы, во время ночных Богослужений на Пасху и Рождество, караулят милиционеры. Не знаю - для чего это, но подозреваю что это как символ тех чекистов первых лет совецкой оккупации; дань традиции так сказать. Вот и с нами тоже был милиционер, и был он именно с нами. Вместе со всеми свечку зажёг и пошёл с Крестным ходом вместе со всеми, и это было удивительно. Потом он правда куда-то делся, ровно как и добрая половина прихожан. И это тоже удивительно, потому как это практика 90-х: приходить на Крестный ход и сразу же уходить. Сейчас так не делают, во всяком случае, я такого давненько не видел.
Были и те, кто не участвовал в Крестном ходу, а наблюдал со стороны - как во времена позднего СССР. Помните, как в фильме "Блондинка за углом". Кстати милиционер, наблюдающий из-за угла и помахивающий дубиной, выглядел бы более логично, но в ЭТУ Святую ночь законы логики,видимо, не действовали, как не действуют законы физики в Чёрной Дыре.
Те же, кто остался до конца - видно было, что это настоящая, устоявшаяся христианская община, в которой все друг друга знают. У них даже там у каждого своё место. Например если обычно, как принято уставом, мужчины должны стоять в правом крыле, а женщины в левом. У них же в правом стоят старики и опираются на стены, а в левом - молодые и красивые обоего пола, что тоже очень удивительно.
Я среди них человек незнакомый. Хотя настоятель меня знает и даже разговаривает со мной при случайной встрече на улице, только вот постоянно забывает как меня зовут:) С остальными же я вообще незнаком, но они приняли меня как своего и с радостью уступали свои места в левом крыле, когда я шёл на исповедь. Я слышал как одна девушка средних лет, которая только что сказала мне "проходи брат" говорила кому-то что вот - как хорошо, что у нас до последнего дня поста есть причастники. А сегодня утром, на субботней Литургии было много народу и практически все причастились.
Вот какие мы молодцы - сказала она, но в этих её проникновенных словах звенели другие слова: Жива ещё Русь Великая! Жива и не погибнет до самого последнего дня.
Я в прошлом посте обещал вам съездить в Девлетяково и оглядеться там, и попытаться увидеть остатки Святой Руси, но я вас обманул - не съездил. А сейчас там делать нечего, ибо туда самое время было ехать на Страстной, чтобы плакать и рыдать. А на Светлой рыдать не принято, так что и поездка моя теперь откладывается на неопределённый срок.
На исповеди я набрался решительности и выдал о себе такие гнусные мерзости, что просто я не знаю... не знаю, смог бы я повторить всё то же здесь и сейчас. Но теперь я понял.. нет, вернее, я понял это ещё тогда: что епетрахиль, покрывшая мою голову, начисто стёрла все это из моей памяти, так что теперь я даже не знаю - о чём рассказывал.
Когда лик, дрожащими старушечьими голосами, запел Херувимскую - мне было очень страшно, потому что я помню, как в этом же самом храме, под эти же самые старушечьи голоса, поющие Херувимскую, одна женщина начала дико бесноваться и выкрикивать всякие мерзости. С тех пор каждый раз меня охватывает ужас, что я могу вот так же начать бесноваться. Но в этот раз всё обошлось.
А потом, через распахнутые Царские врата, я увидел ЧАШУ. Твоя о Твоих, Тебе приносяще, о всех и за вся.
Дальше рассказывать ничего не буду, ибо это страшная Тайна.
Скажу только, что отныне я твёрдо решил жить как человек, а не как скотина.
И ещё - это уже скорее для потомков:
Наташа моя сказала, что у меня "какие-то грустные глаза". Не грустные, а познавшие Истину.
Воистину Воскресе Христос.
P.S: Сегодня ночью наконец-то приезжает домой наша любимая и единственная доченька
Journal information