Эта книга давно у меня валялась непрочитанной. Не уверен, прочитаю ли сейчас. Очень уж слог у него тяжёлый. Много разных эпитетов, без которых можно было бы обойтись. В общем читается тяжело. Некоторые моменты приходится перечитывать сразу по два, а то и по три раза, чтобы хоть как-то уловить суть повествования.
Вот у Бердяева намного всё легче усваивается, но в некоторых аспектах у него иное, чем у Ильина, мнение. Например, Бердяев приверженец идеи о "всеобщем равенстве и братстве" и говорит что "Защищал бы даже коммунизм, если бы большевики не пролили столько крови". Хотя в другом месте он доказывает что коммунизм - это не политическая идеология, а сатанинская религия. Но он не противоречит сам себе, вовсе нет. Напротив, у него всё гармонично и одна мысль, вытекает из другой.
И ещё сильное влияние на Бердяева оказали западные философы. И не только философы, но и откровенные безумцы. Но западные.
Фридрих Ницше - тот что антихристианин и тот который "Белокурую Бестию" придумал, и определил дальнейшее развитие фашизма.
Карл Маркс - отец-основатель мертвящей религии коммунизма и, вытекающей из неё, Красной чумы; не менее (а может быть и более) ужасной, чем чума Коричневая.
Этих двух сатанистов Бердяев в основном разоблачал. Но, нередко, находил что-нибудь достойное внимания и последующего размышления и осмысления; ничего, впрочем, общего не имеющего с идеями безумцев.
Так же зачитывался он и Иммануилом Кантом, у которого кстати есть над чем поразмышлять, в отличие от первых двух его соотечественников. Взять хотя бы его Антиномии чистого разума. Теорема Гёделя о неполноте - это и есть кантовские Антиномии в чистом виде.
Так что тут наш вердикт однозначен: Кант достоин того, чтобы тратить на него драгоценнейшее время. (сразу после Ильина)
Но не смотря на всю эту симпатию к Западу, Бердяев имеет твёрдую репутацию славянофила. Как впрочем и Иван Ильин, или тот же Достоевский.
Достоевский тоже произвёл на Бердяева неизгладимое впечатление. Большее, чем вся эта немецкая братва. И на Ильина, быть может, тоже. Хотя про Ильина я точно не знаю - я только начинаю его читать и надеюсь, что всё-таки пережую эти 600 страниц.
Ах да!
Про Ильина я и хотел порассуждать, потому как, после прочтения двух его глав, у меня возникли некоторые риторические вопросы. Но, поскольку у меня больше про Бердяева получилось и про всех, вышеупомянутых - то Ильина давайте пожалуй оставим на следующий пост, чтобы не путаться мне сейчас в показаниях.
А то что уже написал - стирать жалко, потому публикую всё как есть.
Journal information